Until Dawn -- Феномен успеха
С виду это был типичный подростковый хоррор с QTE-вставками. Вот только занималась им малоизвестная студия Supermassive Games, ранее делавшая дополнения для LittleBigPlanet и небольшие проекты для PS Move. Эта игра тоже изначально делалась для контроллера движений от Sony и должна была выйти на PS3. Однако разработка затянулась, проект неоднократно переносили и переделывали механику под традиционный геймпад.
Вопреки опасениям Until Dawn получила достаточно высокие отзывы профильной прессы и большинства пользователей. Средний балл игры по версии Metacritic составил 80/100. При этом средняя оценка пользователей составляет 8.2/10 – такое на этом ресурсе увидишь нечасто. Проект понравился многим даже больше, чем этого ожидал издатель. Sony уже выделила дополнительные средства на рекламу игры, а разработчики всерьёз обсуждают возможность создания чего-то похожего в будущем. Конечно, можно говорить об «эффекте эксклюзивности», но есть и ряд вполне объективных причин.Ключевой особенностью Until Dawn является отличное воплощение пресловутого «эффекта бабочки». Здесь немало решений и поступков игрока влияют на повествование и судьбы героев. Нет стопроцентной гарантии, что хотя бы один из восьми играбельных персонажей доживёт до рассвета. Все они рискуют погибнуть. Причём вариантов развития событий в избытке, как и возможностей для сохранения жизни тому или иному герою. Последний раз что-то подобное делал Дэвид Кейдж в Heavy Rain. Но создатели из Supermassive Games пошли дальне и сплели целую паутину с кучей развилок, как в отдельных сценах, так и в глобальной истории.
Это выделяет проект из череды аналогичных развлечений, заполонивших нынче рынок. Последствия различных действий приводит к смерти симпатичных тебе людей. История, в свою очередь, не буксует, удивляет откровениями и на поверку не так примитивна, как видится в начале.
На этом фоне бесчисленные сериалы от Telltale и им подобные «интерактивные фильмы" смотрятся невыгодно. В них, как правило, нельзя далеко уходить от основной линии. Большинство моральных дилемм определяют характер главного героя: будет от циником, правдорубом или понимающим беды других человеком. Это придаёт происходящему интереса и усиливает эмоциональную связь с протагонистом. Но сюжет во многом остаётся неизменным. В некоторых таких «развилки» ведут в пустоту.
В Until Dawn тоже есть общий сценарий и заранее прописанная концовка. Но результаты различных поступков куда более ощутимы и производят сильное впечатление. У конкурентов иногда надо выбирать, кого из двух героев спасти. Но это личности второго-третьего порядка значимости. Их дальнейшее участие в повествовании незначительное. Авторы этого даже не скрывают. Проект Supermassive Games позволяет играть с жизнями восьми человек, чья роль сразу не очевидна, как и возможное влияние на историю. От того за смерть не самого приятной особы становится обидно. Она могла бы помочь кому то спастись или разузнала бы полезные сведения.
Наличие массы необязательных материалов– не последнее достоинство Until Dawn. Почти все игры «как фильмы» предпочитают выдавать пользователю все сведения через явные источники вроде разговоров и визуальных образов. Тут же в избытке хорошо спрятанных секретов, которые заполняют пробелы в картине и предлагают занятные сведения о месте действия и его прошлом.
Также Until Dawn не выглядит дёшево. Герои щеголяют превосходной лицевой анимацией, а хорошо подогнанная система освещения скрывает недостатки графики. Наконец, это полностью законченное произведение, не разделённое на серии. Нет необходимости ждать выхода всех эпизодов. Они уже собраны в одной коробке.
Так что у Until Dawn получилось завоевать сердца игроков вовсе не фактом релиза на PS4. Это действительно «интерактивное кино» в наилучшем смысле слов с реальными послесловиями твоих решений, возможностью убить (или спасти) всех персонажей и приятной глазу картинкой.